Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 197» комбинированного вида город Барнаул

Административное меню

Городской комитет профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации города Барнаула
25.12.2020

Общение у детей с ОВЗ

Роль взрослого в формировании у «особого» ребенка навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности

 

Самая большая роскошь – это

роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент- Экзюпери

Совершенствование системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.

С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности, умственных способностей другими, что приводит формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии.

По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию.

Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир - необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членов единого общества.

В общении реализуются социальные отношения людей. Можно сказать, что любое взаимодействие между людьми — это и есть общение.

 

            Опыт работы педагогов показывает, что овладение элементарными способами общения, как, впрочем, и многими другими умениями, у детей с ОВЗ происходят в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающихся, а у некоторых детей не происходит вообще: дети не проявляют интереса к общению, или ограничивают круг контактов только с хорошо знакомыми людьми, что говорит о необходимости включения детей  в более широкую систему коммуникативных связей.

Проблема формирования коммуникативной компетентности является актуальной. Интеграция и социальная адаптация обучающихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом.

К этой категории относятся дети с ограниченными возможностями здоровья. Эта  группа детей  чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями:

• слуха;

• зрения;

• речи;

• опорно-двигательного аппарата;

• задержкой психического развития;

• интеллекта;

• расстройствами аутистического спектра;

• множественными нарушениями развития.

Отклонения в развитии приводит к нарушению связи ребёнка с социумом. Особенности поведения этих детей препятствует спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками. Возникает необходимость  развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими, чтобы преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками.

Затруднено социальное развитие ребенка, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, с большими трудностями овладевают средствами речевого общения. Усвоенные ими речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Контакты носят поверхностный характер, а у многих общение со сверстниками эпизодическое. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. Когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.

Таким образом, у одних не сформированы правила коммуникации, другие не умеют их использовать в актуальных жизненных ситуациях. Часто отсутствует пролонгированный эффект полученных навыков. А взрослый, носитель культуры, не может или не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения. 

Необходимо целенаправленно формировать у них коммуникативные навыки: умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях.

В ходе коррекционно-развивающей  работы  необходимо решать следующие задачи:

-  воспитание у детей интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;

-  развитие у детей коммуникативных навыков, навыков общения в различных жизненных ситуациях с окружающими; умения сопереживать;

-  формирование у детей навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами и т.д.);

-  развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

-  обучение детей речевым средствам общения.

В работе используют методы:

  • сказкотерапии;
  • игротерапии;
  • песочной терапии;
  • телесно-ориентированной терапии;
  • психодрамы;
  • изотерапии;
  • психогимнастики.

Но чем же всё-таки отличаются занятия в группе детей с ОВЗ от групповых занятий детей, не имеющих таких нарушений развития? Проанализировав структуру занятий и программ в целом, мы пришли к выводу, что отличия всё же есть. Придать дополнительную уверенность, снизить тревожность при ожидании чего-то неизвестного, создать атмосферу принятия и безопасности во время занятий – это одни из главных задач, которые должны быть выполнены. Поэтому:

  1. Для детей с ОВЗ больше, чем для других детей важно присутствие ритуальности в занятиях (приветствие, прощание, музыкальное сопровождение, присутствие на занятиях постоянных героев, например, в виде мягких игрушек).
  2. Необходимо обязательное постоянное соблюдение правил поведения в группе.
  3. Надо поддерживать ощущение успеха в различной деятельности, применяя разные виды поощрений (медали, грамоты, наклейки и т.п.)
  4. Чаще нужно акцентировать внимание на актуальных на данный момент эмоциях.
  5. Занятия наполняются большим количеством игр и упражнений, направленных на совместную деятельность, сотрудничество.
  6. В каждое занятие включаются упражнения и игры на принятие ребенка с ОВЗ остальными детьми в группе.
  7. Очень важно следить, чтобы в процессе деятельности на занятии каждый ребенок смог использовать свой потенциал, компенсируя тем самым невозможность сделать что-то другое.

Еще одной особенностью групп общения для детей с ОВЗ является то, что к блоку программы «Знакомство» приходится обращаться не один раз в течение курса занятий. Это связано с тем, что дети с ОВЗ могут отсутствовать некоторое время по болезни или по причине прохождения реабилитационных, лечебных курсов или процедур в других учреждениях (медицинских).

Необходимо также заметить, что общение детей с ОВЗ не ограничивается только общением со своими сверстниками в группе. Немаловажную роль в развитии коммуникативных навыков также играют все окружающие и сопровождающие его взрослые и сверстники в том образовательном учреждении, в котором ребёнок обучается.

 

 

 

Список литературы:

1. Акатов Л.И., Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Владос, 2003.

2. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002.

3.    Ковалёв Е., Староверова М. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – Владос, 2011.

4.   Левина Н., Психологические группы. – сайт http://www.centr-rebenka.ru.

5. Никольская О.С., Малофеев Н.С., Кукушкина О.И. Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. – Просвещение, 2013.

6. Ширяева Т.Г., Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. –http://www.1september.ru

 

Последнее обновление: 09.02.2021
Прочитано раз: 51
Каталог товаров Каталог организаций СОЗДАТЬ САЙТ - бесплатно